Как восстановить трудовую книжку, если предприятие ликвидировано?
Когда возникает необходимость провести восстановление трудовой книжки, это часто рассматривается гражданином как серьезная проблема. Особенно, когда это относится к компании, которая завершила свою деятельность. Однако, на деле все далеко не так. Процедура не составляет сложности.
Кто восстанавливает трудовую?
Рассматриваемый документ может быть утрачен в силу разного рода причин. На практике необходимость восстановления такого акта происходит довольно часто. Это касается не только молодых специалистов, а также лиц, которые планируют выйти на заслуженный отдых. Причины, указывающие на необходимость восстановления акта, бывают разными:
- наличие механического повреждения;
- утрата сотрудником или организацией;
- уничтожение вне зависимости от воли участников трудовых отношений;
- утрата в чрезвычайной ситуации.
Процедура восстановления, если трудовая утрачена
При возникновении ситуации, когда рассматриваемый акт утрачен, возникает вопрос, связанный с тем, на кого ложатся обязанности относительно восстановления. Ответ не заставляет себя долго искать. Это относится к тому, чья виновность прослеживается в утрате трудовой. Когда причиной становится образование чрезвычайного типа ситуаций или катаклизмов природы, то уполномоченные органы должны проявить инициативу и помочь человеку в процессе восстановления документации. В данном случае применяются положения акта, разработанного на федеральном уровне.
Возврат документа при использовании копии
Предусматривается несколько вариантов, при использовании которых получится вернуть рассматриваемый документ. К примеру, когда на руках у человека осталась копия книжки, можно попытаться восстановить с ее помощью. Однако, стоит учесть, что использовать такой метод получится только при условии, что копия прошла заверение в нотариальной конторе. Когда на копии стоит только заверение работодателем – использовать ее не удастся. При этом, такая копия является выходом из ситуации для тех, кто поменял несколько мест работы. Это связано с тем, что не возникает необходимости вспоминать о том, где и когда трудился человек.
Если копии нет, то использовать потребуется выписки архивного типа. Также стоит указать, что при восстановлении акта, когда компания завершила свою деятельность, копия помогает получить сведения, нужные для заполнения при обращении в городской архив. Кроме того, обратиться можно в компанию, которая является правопреемником той, что была закрыта. Процесс получения выписок при обращении в архив предусматривает, что человеку потребуется написать заявление. Оно адресуется на имя руководителя такой организации. В законодательстве не предусматривается отдельная форма такого акта. Это говорит о возможности оформления его в свободной форме.
Указать потребуется:
- данные заявителя, в том числе, его фамилию и инициалы, а также адрес, где он проживает;
- сведения о руководстве организации, куда направляется заявка;
- примерное время работы;
- дата формирования и подпись.
Когда нет копии
В этом случае допустимо совершить обращение в пенсионный орган. Пойти следует в организацию, расположенную по месту проживания обращающегося лица. Это не говорит о том, что сотрудники указанного органа наделены полномочиями относительно восстановления данного акта, но они смогут предоставить сведения о компаниях, в которых в течение жизни трудился человек. Главное условие – чтобы за гражданина перечислялись взносы. К примеру, это происходит в ситуации, когда лицо не помнит в какой период и где он трудился либо, когда компания прекратила свою деятельность.
После направления запроса в ПФР, сотрудники выдают выписку с имеющимися в базе данными. Кроме того, часто на практике после ликвидации предприятия открывается другое, которому переходят права первого. Тогда ситуация становится намного проще. Стоит принимать во внимание, что сведения, отраженные в выписке, не дают возможности точным образом восстановить трудовые периоды. При этом, у работодателя есть возможность выдать дубликат книжки, где прописывается величина общего стажа.
Какие документы нужны
При обращении в ПФР человеку требуется предоставить определенный перечень документации. В том числе:
- акт, посредством которого удостоверяется личность;
- СНИЛС;
- ИНН.
Кроме того, следует написать заявление. Чаще всего, при оформлении акта используется свободный формат. Однако, в некоторых регионах сотрудниками ПФР разработан образец, который следует использовать при написании. Обязательным является указание на причину утраты рассматриваемого акта. Прикладываемые акты оформляются в форме списка. На рассмотрение заявки правовые акты отводят десять дней. По прошествии этого периода человеку выдают выписку.