Как правильно написать характеристику на работника?
Образец характеристики на сотрудника является одним из самых часто запрашиваемых документов при увольнении с прежнего места работы.
В данной статье мы расскажем: В каких случаях может потребоваться характеристика на сотрудника? Как правильно составить такой документ? Как выглядит его образец?
Содержание статьи:
Когда нужна
Потребность в получении характеристики на сотрудника может возникнуть в следующих случаях:
- В момент трудоустройства на новом месте работы;
- При оформлении кредита в банковской организации;
- В ходе судебных разбирательств по трудовым спорам;
- По требованию правоохранительных органов (полиции, прокуратуры);
- По требованию органов опеки и попечительства;
- По требованию других государственных структур.
О том, как составить такой документ, читайте в следующем разделе.
Как составить
Несмотря на предубеждения многих о том, что характеристика на сотрудника (по-другому «рекомендательное письмо») является неким пережитком прошлого, получение данного документа по-прежнему пользуется спросом.
Ввиду отсутствия законодательно утвержденной формы документа, оформлять его принято в свободной. Но для облегчения процедуры составления, следует придерживаться следующих структурных и содержательных особенностей:
- Сведения о сотруднике, в отношении которого составляется характеристика (фамилия, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, информация о воинской службе, образование, наличие прав на какие-то льготы и т.д.);
- Информация о работе. Здесь прописываются следующие сведения: стаж работы, начало и окончание (если работник уже уволился или был уволен из конкретной фирмы), история повышения/понижения в должности (если есть). Важно подчеркнуть те деловые и профессиональные качества, которые поспособствовали повышению по должности. Если сотрудник был направлен на курсы повышения классификации, указать стоит и это. Если работник был за что-то награжден, получал грамоты и премии, в характеристике стоит прописать и это;
- Личностные качества работника. Эта часть документа является, пожалуй, самой важной, поскольку в ней раскрывается индивидуальность сотрудника. В ней описываются личные качества лица, особенности характера, сильные и слабые стороны. Если работник возглавляет какой-то отдел, подчеркивается наличие/отсутствие управленческих и организаторских качеств, умение контролировать и направлять подчиненных в нужном направлении, способность сориентироваться в сложившейся ситуации, справиться с непредвиденными обстоятельствами. Если сотрудник является исполнителем, описывается способность сотрудника исправно и корректно выполнять поручения начальства, степень инициативности и стремление к достижению отличных результатов. Помимо этого, в этой части характеристики можно указать, какие отношения с коллегами сложились у работника за время существования в коллективе: насколько он общителен или молчалив, пользуется ли уважением и авторитетом у других работников, является ли инициатором конфликтных ситуаций и проч.;
- В завершении прописываются реквизиты компании, в которой работает сотрудник, на которого составляется характеристика, а после проставляется личная подпись и печать ответственного за выдачу того документа лица. Им может быть как кадровик, так и начальник работника, в отношении которого составляется характеристика;
- В самом конце указывается дата составления документа.
Если документ запрашивается одной из государственных структур по официальному требованию, в характеристике указывается её наименование.