Порядок действий при утере трудовой книжки
Каждый работающий по трудовому законодательству россиянин знает, о том, что такое трудовая книжка. Этот документ требуется при устройстве на работу, в нём делают отметку об увольнении. По трудовой книжке высчитывается трудовой и страховой стаж граждан, которые планируют уйти на пенсию, для расчёта выплат.
В жизни случается разное, и ко всему стоит быть готовым. Утрата документов – не редкость, это может произойти и с трудовой книжкой. В нашей статье мы расскажем о том, что делать, если вы потеряли трудовую книжку, каков порядок восстановления данного документа и куда для этого обратиться.
Кто виновен?
Важным моментом, который касается такого документа, как трудовая книжка, является то, что в случае, когда работодатель теряет её, все заботы, по восстановлению, ложатся именно на него. То есть когда вы выясняете, что в результате безответственности сотрудников или при чрезвычайном происшествии пострадала документация, то восстанавливать документ должна организация.
Если же вы самостоятельно потеряли её, то придётся заняться этим самому. Для этого придётся совершить ряд действий, которые мы сейчас подробно рассмотрим.
Потеря документа работодателем
В случае если вашу трудовую книжку потерял работодатель, от вас требуется написать заявление в отдел кадров «о выдаче дубликата трудовой». Работодатель в течение 15 дней подготавливает документ и предоставляет его работнику. Если вдруг в связи, с какими либо обстоятельствам, дубликат вам не выдают и при устройстве на другую работу, у вас возникают проблемы в связи с этим, то вы можете потребовать выдачи документа через суд. При этом работодатель будет вынужден выплатить вам неустойку, за каждый день задержки.
За утрату документов работника, согласно КоАП РФ статье 13.12 , на работодателя могут быть выдвинуты предупреждения и наложены штрафы:
- Для ответственных – штраф от 1 000 до 5 000 рублей;
- Для предпринимателей – штраф от 1 000 до 5 000 рублей или приостановление деятельности на 90 дней;
- Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок 90 дней.
Самостоятельная утрата
Когда вы самостоятельно утратили трудовую книжку, то первым делом вам необходимо будет обратиться по последнему месту работы, для выдачи дубликата. Однако есть и другой выход, вы можете просто завести новую трудовую книжку. Правда, записи в ней не сохранятся.
Если же вам необходим документ со всеми записями, то после обращения на своё прошлое место работы, нужно будет предоставить в отдел кадров все документы, подтверждающие ваш трудовой стаж. Список документов, на восстановление записей выглядит так:
- Оригиналы трудовых договоров;
- Справки с мест работы;
- Приказы о назначении на должность;
- Другие документы, способные подтвердить ваш стаж.
Если нет договоров
В тех случаях, когда вы не можете предоставить документы, подтверждающие ваш стаж, то вам придётся заняться сперва их восстановлением. Для такого действия придётся обойти все организации, в которых вы вели трудовую деятельность, и собрать справки и копии документов от работодателей. Потребуются:
- Выписки из личного дела;
- Копии заключённых договоров;
- Копии приказов о зачислении в штат и увольнении сотрудника.
Обращаться в организации, где вы работали ранее, можно не только посредством личного приёма. Можно отправить письмо, в котором изложена просьба о выдаче вам необходимых документов, в связи с восстановлением трудовой книжки. Письмо отправляйте с уведомлением о получении. Если работодатель не реагирует на ваши просьбы, то можно требовать восстановления документов через суд, подав исковое заявление с требованием восстановления документов.
Есть и ещё один способ восстановить данные. Можно обратиться в Пенсионный фонд России с запросом на восстановление информации о своём стаже. Это будет гораздо проще, при условии, что организации, в которых вы вели трудовую деятельность, оформляли работников согласно трудовому законодательству и направляли их данные в ПФР, для начисления процента. Фонд в таких случаях располагает всей информацией, которая может вам потребоваться для восстановления трудовой книжки.
Подытожим
После получения копий и выписок, вы должны предоставить всю эту информацию в организацию, где запросили дубликат. По итогу, с вашего последнего места работы вы заберёте трудовую книжку со всеми записями.
Можно постараться обезопасить себя от такой внезапности, как потеря трудовой книжки. Для этого стоит иметь дубликат трудовой книжки. В случае утраты оригинала, вы можете обратиться в организацию, где проходите трудовую деятельность с копией трудовой книжки.
Важно заметить, что копия трудовой книжки должна быть заверена. В противном случае процесс может несколько затянуться, поскольку работодатель может запросить дополнительные документы на подтверждение стажа с предыдущих мест работы сотрудника.
Трудовая книжка — документ, согласно которому вам будет начисляться пенсия. Важно соблюдать трудовое законодательство, и осуществлять трудовую деятельность согласно ТК. Это гарантирует вам правильное начисление процента в ПФР и достойную жизнь, при выходе на заслуженный отдых.