Как проходит проверка Трудовой инспекции по жалобе работника?
Если гражданин не доволен условиями труда на предприятии, у него есть возможность обратиться в трудовую инспекцию. Проведение проверочных мероприятий вне сроков часто становится неожиданным для руководства компании. Нужно понимать, какие формы могут быть использованы для проведения таких проверок, а также какими полномочиями наделены сотрудники указанного органа.
Как проводится проверка?
Правом относительно направления жалобы в рассматриваемый орган наделены не только действующие сотрудники, но и те, кто ранее был уволен с фирмы. Положения статьи 357 ТК РФ говорят о том, что сотрудники трудовой инспекции не во всех ситуациях сообщают кем именно написана жалоба. Гражданин имеет выразить желание, чтобы его личность осталась неизвестной. Даже в ситуации, когда человек передумал и отозвал свою жалобу, инспекция не прекращает начатую проверку.
Когда руководство компании устранило имеющиеся нарушения, это учитывается при назначении наказания. После того, как документ поступает в указанный орган, его сотрудники наделяются полномочиями относительно проведения проверочных мероприятий на предприятии. При этом, данные мероприятие носит внеплановый характер. Применяться может документальная или выездная форма. Этот показатель находится в зависимости от того, получится ли в объективной степени оценить деятельность компании только при изучении документации или нет.
На начальной стадии необходимо, чтобы руководство ГИТ сформировало приказ относительно проведения проверки. В положениях статьи 360 ТК РФ говорится о том, что директору компании не направляется уведомление о проведении таких мероприятий. Вне зависимости от объемов, проверка не может длиться более 20 дней. Период не может продляться. Однако, количество допустимых проверок за год не ограничивается в законодательных актах.
Какие полномочия есть у ГИТ?
На федеральном уровне разработан закон №294, в него предусматривается порядок проведения рассматриваемой формы проверки. Руководству предприятия, сотрудники которого направили жалобу в ГИТ, изначально посылают запрос. Он обязан в течение установленного срока ответить на него. Этот период равняется 10 дням. Отсчет начинается с момента получения. К данному акту прикладывается копия приказа относительно проведения проверки.
Однако, если приказа не будет, на этом основании не получится обжаловать результаты такой проверки. Это связывается с тем, что рассматриваемый закон говорит о том, что грубым нарушением выступает только та ситуация, когда приказ не издавался в принципе.
У сотрудников ГИТ нет правомочия относительно заявления требований:
- предоставление копий актов, заверенные в нотариальной конторе;
- выдачи бумаг, не отнесенные к предмету проверку;
- документацию, получение которой допустимо при взаимодействии межведомственного типа.
Когда руководство фирмы ответило на запрос, предусматривается пара вариантов развития событий. В том числе:
- Происходит оформление акта, если выявлено наличие нарушений. В нем отражается предписание, указывающее на необходимость устранения. Кроме того, директора компании привлекают к ответственности административного типа.
- Предлагают руководству объяснить ситуацию и передать на рассмотрение дополнительную документацию. Это касается ситуации, когда в актах есть неточности или противоречия.
Вторая ситуация предусматривает возможность использования выездного типа проверки. Это происходит, если:
- фирма отказалась давать пояснения;
- после предоставления дополнительной документации не были устранены противоречия.
Процедура проведения проверки
Вход сотрудников ГИТ на территорию конкретной компании не будет нарушать положения законодательства только при условии, что есть оформленный должным образом приказ относительно проведения проверки. Кроме того, эти лица должны при себе иметь удостоверения служебного типа. Важным моментом можно назвать то, что директору предприятия потребуется ознакомить с указанным приказом. При этом, подтверждение такого ознакомления производится при помощи подписи.
Если указанные акты есть, у сотрудников ГИТ будут полномочия:
- располагаться в компании в любое время суток, при это не устанавливается ограничение по времени пребывания (главное – в течение срока проверка);
- заявлять требования о предоставлении актов, касающихся предмета проверки;
- забирать образцы веществ и материалов, которые исследуются и обрабатываются в компании;
- формировать предписания, связанные с устранением нарушений.
Кроме того, полномочия связываются с проведением расследования случаев, отнесенных к категории несчастных. Также для рассматриваемой группы сотрудников предусматривается возможность проводить беседы с работниками предприятия, где они проводят проверки. Важно то, если перед выездным типом проверок реализовывалась документальная, сотрудники ГИТ не могут требовать актов, предоставленных на первом этапе.
Какие документы запрашиваются?
Сотрудники ГИТ чаще всего просят представить такой перечень документации:
- соглашения индивидуального и коллективного типа, где отражены условия выполнения трудовой деятельности;
- документация финансового плана, касающаяся начисления оплаты;
- кадровые акты.
Кроме того, требования касаются и других нормативов локального назначения. Истребовать допустимо журналы, где прописаны сведения о проведении среди сотрудников необходимых инструктажей. Перечисленные акта передаются сотрудникам ГИТ в виде простых копий. Это говорит, что заверение осуществляется при использовании подписи и печати руководства компании. Также есть возможность переслать документацию в электронном формате.
Данное правило касается ситуаций, когда производится проверка документального типа. Главное требование – наличие на такой документации подписи в электронном формате. Не допустимо изымать документацию в оригинале. Стоит указать и на то, что в законодательстве не ограничивается период, за который можно истребовать акты. Может быть такое, что срок хранения окончен и фирма уничтожила бумаги. Тогда директору потребуется объяснить это сотрудникам ГИТ.
Обращение в ГИТ за сроками давности
В трудовом законодательстве не оговаривается на протяжении какого времени можно обращаться в инспекцию. В положениях статьи 392 ТК РФ говорится о том, что направление жалобы в судебные органы допустимо только в течение сроков давности. Их определение происходит по общим правилам.
По этой причине распространенным случаем является то, что подача жалобы в рассматриваемый орган находится за пределами указанного срока. Однако, сотрудники ГИТ проводят проверочные мероприятия по такому акту. Если они выявят нарушения, то к руководству фирмы применяются меры наказания.