Москва: +7 (499) 703-35-33 доб. 114

Санкт-петербург: +7 (499) 309-52-81 доб. 661

Сколько стоит получение личной медицинской книжки?

Для отдельных специальностей наличие медкнижки – обязательное условие для приема на работу. Порядок оформления, область применения, необходимость иметь медкнижек регламентируется большим количеством законодательных актов, разобраться в которых непросвещенному человеку трудно. В этой статье детально обсудим нюансы получения санитарной медицинской книжки.

Кто обязан иметь медицинскую книжку?

Тем, кто работает или трудоустраивается в следующих областях, обязательно потребуется медкнижка:

  • производство, включая хранение, транспортировку, реализацию продуктов питания, питьевой воды;
  • предоставление образовательных, воспитательных и медицинских услуг детям, подросткам;
  • обслуживание населения: коммунально-бытовое и санитарно-гигиеническое (оздоровительные лагеря, салоны красоты, гостиницы, фитнес-центры и т. д.);
  • другие области, диктуемые требованиями законодательства РФ: трудовой кодекс, законы и акты правительства, министерств, ведомств.
Указанные выше области покрывают обширный список профессий. За уточненной информацией сотрудник обращается к своему работодателю, если сотруднику нужна медкнижка — получает направление на медосмотр. Только при наличии санитарного документа работник приступает к выполнению должностных обязанностей.

Личные медицинские книжки оформляются не только сотрудникам, непосредственно участвующим в производстве или предоставлении услуги, а всем сотрудникам предприятия, которые входят в указанные области. То есть гардеробщица в бассейне тоже должна иметь ЛМК, т. к. это сфера бытового обслуживания населения.

При первоначальном получении медкнижки нужно пройти медосмотр. Заключение врачей-специалистов о допуске к определенному виду деятельности, результаты анализов заносятся на выделенные страницы непосредственно в медкнижку.

Если у работника нет личной медицинской книжки, то медосмотр проводится предварительно до того, как работник приступил к выполнению работ. Некоторые работодатели указывают наличие санкнижки в требованиях к вакансии, не рассматривая кандидатов без медкнижки.

Медицинская книжка – личный документ строгой отчетности, подтверждает состояние здоровья человека, содержит следующую информацию:

  1. Фамилия, имя, отчество, год рождения владельца.
  2. Фотография.
  3. Адрес проживания, место работы, занимаемая должность.
  4. Информация о перенесенных инфекционных заболеваниях.
  5. Сведения о вакцинации.
  6. Заключения врачей-специалистов о допуске к профессиональной деятельности, выданные по результатам обследования.
  7. Результаты других лабораторных исследований, анализов.
  8. Результаты прохождения гигиенической подготовки и аттестации.
  9. Сведения о нарушении санитарных норм и правил.
Медкнижка – бессрочный документ, используется при наличии свободных страниц для заполнения. Заключения врачей-специалистов проставляются на страницы с 7 по 16. Когда эти или другие страницы закончатся, медкнижка заменяется на новую. Для оформления новой ЛМК понадобиться старая. Срок давности относится к обследованиям, поэтому работники проходят регулярный медосмотр, сдают анализы. Регулярность прохождения медосмотров для разных специалистов меняется.

Хранит ЛМК владелец или отдел кадров предприятия.

Порядок прохождения медосмотра

Прохождение медосмотра для получения ЛМК аналогичен процедуре других медосмотров (для получения водительского удостоверения, разрешения на ношение оружие, профессиональные медосмотры и т. д.). Состоит из следующих этапов:

  1. Прохождение обследований узких специалистов:
    • отоларинголог;
    • гинеколог (для женщин);
    • венеролог;
    • стоматолог;
    • терапевт.
  2. Получение заключений у психиатра и невролога в диспансерах.
  3. Сдача анализов:
    • общий анализ крови, мочи;
    • анализ крови на ВИЧ, гепатит В, гепатит С.
    • кровь, мазок на сифилис;
    • кровь на дифтерию;
    • кала на группу кишечных инфекций, гельминтов;
    • мазок на стафилококк.
  4. Прохождение флюорографического обследования.
Работник проходит курс санитарного обучения, отметка о прохождении курса, об аттестации ставиться на выделенную страницу медкнижки. Указывается срок прохождения следующей аттестации.

Перечень сдаваемых анализов различен для разных областей занятости. Медицинские работники, сотрудники детских учреждений сдают максимальный перечень анализов.

Документы для оформления медкнижки

Для оформления медкнижки требуются следующие документы:

  • паспорт;
  • прививочный сертификат;
  • полис ОМС;
  • фото 3х4.

В прививочном сертификате указываются данные о поставленных прививках против гепатита, дифтерии, кори.

Фото для медкнижки должны выполняется на белом или светлом фоне, напечатано на матовой бумаге. В ближайшем Срочном фото сделают фотографии для документов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Учреждения, оформляющие медкнижки

Оформлением медицинской книжки занимаются как государственные, муниципальные поликлиники так и частные медицинские центры. Существуют учреждения, деятельность которых направлена на проведение различных медосмотров. Прохождение профессиональных медосмотров не покрывается полисом обязательного медицинского страхования, поэтому владелец оплачивает прохождение специалистов, сдачу анализов в соответствии с прейскурантом учреждения самостоятельно. Процедура получения санкнижки займет 3-4 дня, но затягивается до 20 дней. В частных и государственных учреждениях сроки отличаются. Выбор учреждения остается за соискателем.

Повторное (регулярное) медицинское обследование занимает 2-3 дня, проводится, как правило, в том же учреждении.

Стоимость получения медкнижки

Сумма затрат зависит от региона, складывается из следующих статей расходов:

  • 150-200 рублей – приобретение бланка медкнижки;
  • 200-300 рублей – фотография;
  • 1700-2700 рублей – сдача анализов, прохождение обследований у врачей;
  • 300-500 рублей – осмотр нарколога и психиатра в соответствующих диспансерах;
  • 600-800 рублей – прохождение гигиенического обучения.
Итого получится 3000-4500 рублей, сумма разная в регионах, меняется в различных поликлиниках.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ работодатель обязан возместить расходы, понесенные сотрудником при оформлении медицинской книжки, а также за прохождение регулярных медосмотров, сдачу анализов. Отдельные предприятия заключают договора с медучреждениями, направляя сотрудников для прохождения регулярных (повторных) обследований.

Срочное оформление медкнижки

Такой вопрос встает перед соискателями. Главная причина – нехватки времени. Или работодатель требует срочно приступать к выполнению трудовых обязанностей. В интернете найдутся медицинские центры, которые готовы оказать услугу за 1 день. Такая услуга обойдется дороже на 1000-2000 рублей.

Будьте внимательны при выборе частного учреждения. Проверяйте наличие лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Негосударственные медицинские центры предлагают оформление медкнижки без присутствия владельца. Законность работы данных медцентров не является предметом статьи. Отметим лишь, что подделка документов может повлечь за собой административную или уголовную ответственность.
Об автореВсе статьи

Александр Беспалов

Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.