Москва: +7 (499) 703-35-33 доб. 114

Санкт-петербург: +7 (499) 309-52-81 доб. 661

Как внести запись об увольнении по собственному желанию в трудовой книжке?

Желание уволиться с работы рано или поздно посещает многих сотрудников. Если верить официальной статистике, то увольнение по собственной инициативе – самая распространенная причина прекращения трудовых отношений между работником и работодателем. На основании ст.77 Трудового кодекса РФ добровольный уход, так же как и принудительный, должен фиксироваться специальной записью в трудовой книжке.

В этой статье вы узнаете о том, как правильно оформить запись об увольнении сотрудника по собственному желанию в его трудовой. Также попробуем разобраться, чем грозит организации отсутствие записей об уходе работника в данном документе, а также рассмотрим случаи, в которых требуется исправление сведений.

Как правильно внести сведения?

Согласно действующему законодательству, трудовая деятельность наемного сотрудника должна быть оформлена трудовым соглашением. Как и любое соглашение, его можно расторгнуть добровольно или принудительно, если на это имеются веские основания. Одной из таких причин может стать увольнение по инициативе работника. Для того чтобы не допустить нарушения процессуальных требований, первым делом сотруднику необходимо составить заявление об уходе на имя работодателя.

Помимо этого, необходимо внести соответствующие записи в трудовую книжку работника, опираясь на выдержки из статей ТК РФ, а также других федеральных законов и нормативно-правовых актов. В связи с тем, что данный бланк является официальным документом, к его оформлению предъявляют несколько обязательных требований. Рассмотрим основные условия заполнения книжки:

  • Нумерация каждого раздела документа должна быть сквозной;
  • Все записи должны быть сделаны на русском языке;
  • Недопустимо использование сокращений;
  • Число и месяц записываются арабскими двузначными цифрами, а год – четырехзначными;
  • В документе не должно быть пустых строк;
  • Все записи необходимо заверять печатью организации.
Обязанности по заполнению трудовой книжки, как правило, возлагаются на сотрудника отдела кадров. Каждая запись заверяется его личной подписью, а также официальной печатью организации. Более того, все записи вносятся в трудовую книжку на основании соответствующих приказов и распоряжений. Это значит, что вся информация о местах работы должна быть документально подтверждена. К тому же, все изменения должны быть внесены не позднее недельного срока с момента, а в случае увольнения – в последний день трудовой деятельности.

Образец заполнения

Основная часть книжки состоит из большой таблицы, которая включает в себя четыре строки. Данный раздел называется «Сведения о работе» и располагается в самой книжке или в ее вкладыше. Чтобы его правильно заполнить, необходимо соблюдать следующие правила:

  • В первую графу необходимо вписать порядковый номер записи;
  • Вторая графа содержат дату записи (число, месяц, год);
  • В следующей графе укажите причину увольнения, ссылаясь на соответствующие статьи Трудового кодекса;
  • Последняя графа подразумевает реквизиты приказа или постановления.

Важное условие – запись в книжке должна содержать основания для расторжения трудового договора. Это особенно важно при предоставлении сотруднику льгот и других преимуществ. Например, уважительной причиной может служить уход за больным членом семьи или обучение в университете. В качестве формулировки можно использовать такие фразы как «уволен по собственному желанию», «трудовой договор расторгнут по инициативе работника», «трудовой договор прекращен по желанию сотрудника» и т.д.

При увольнении сотрудника в его трудовую книжку вносят дату ухода с работы, причину, а также название документа, который подтверждает эту запись. В том случае, если увольнение происходит в порядке перевода на другое место работы, этот факт также следует отметить в книжке. Запишите, на каком основании осуществляется перевод. Так, следующая запись будет начинаться с фразы о том, что сотрудник принят на новую должность в порядке перевода.

Сразу после того, как все записи были сделаны, они заверяются подписью работника, ответственного за заполнение и выдачу трудовых книжек. В том числе, необходимо поставить печать организации или отдела кадров, содержащую наименование и адрес нахождения компании. Чуть ниже – место для подписи увольняющегося сотрудника, рядом с ним вы можете сделать запись «Ознакомлен».

Что касается ошибок, допущенных в данном документе, то у работодателя есть возможность их исправить. Если в записи были допущены какие-либо неточности, то сразу после нее, в следующей графе, ставится дата внесения корректировок и делается пометка «Запись считать недействительной». Ни в коем случае нельзя зачеркивать неверные записи ручкой.

Ответственность за несвоевременное внесение записи

Как и многие другие официальные документы, трудовую книжку необходимо вовремя заполнять. Согласно КоАП РФ, за несвоевременное внесение сведений об увольнении предусмотрена административная ответственность. В этом случае работодателю грозит наказание в виде штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Сотрудника отдела кадров, ответственного за ведение трудовых, также можно привлечь к ответственности, но уже дисциплинарной. Это значит, что ему могут сделать замечание или выговор, а также уволить за несоблюдение обязанностей, указанных в трудовом договоре.

Об автореВсе статьи

Александр Беспалов

Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.