Как написать жалобу в трудовую инспекцию?
В каких случаях подается жалоба в трудовую инспекцию?
Если говорить кратко, то это – случаи нарушения работодателем законных прав работников.
Это может быть задержка или отказ от гарантированных законодательством выплат, отказ в предоставлении отпуска или больничного.
Из этой статьи Вы сможете узнать, как правильно написать жалобу, какие правила при этом соблюдать, как восстановить справедливость. Также мы предлагаем Вам образец жалобы, доступный для скачивания. Правильная форма жалобы повышает шансы на ее удовлетворение.
Когда стоит обращаться?
Жаловаться в трудовую инспекцию можно при нарушении прав работающего гражданина РФ.
Неважно, какое именно право было нарушено и каким именно образом повел себя нарушитель.
Трудовая инспекция всегда защитит работника, который пострадал в этой ситуации.
Самые распространенные причины обращения в трудовую инспекцию:
- нарушения работодателя при оплате труда;
- нарушения работодателя при выплате пособий, установленных законом;
- вопросы по режиму труда и отдыха;
- вопросы, связанные с отпусками;
- неправильно установленная длительность рабочей смены;
- неправильно установленные перерывы в работе.
Как писать?
В законодательстве РФ не установлена четкая форма претензий и жалоб.
Значит, писать их нужно в свободной форме. Но при этом нужно соблюдать базовые правила деловой переписки.
Если создать жалобу в разговорном стиле или злоупотребить средствами художественного выражения, то сотрудники трудовой инспекции могут потребовать ее переписать. Отказать в приеме жалобы из-за ненадлежащей формы они не могут, но и принять ее вряд ли захотят.
Основные правила, которыми нужно руководствоваться при написании жалобы:
- Точность и лаконичность изложения информации. Надо описывать лишь факты, без предысторий и рассказов о себе. Повествование должно быть сжатым. Описываться должны только те данные, которые касаются случившегося нарушения прав.
- Достоверность информации. Перед тем, как сесть за написание жалобы, нужно перепроверить все факты. Крайне желательно успокоиться, ведь оценка ситуации в жалобе должна быть объективной. Субъективное мнение работника, чьи права были нарушены, будет излишне эмоциональным и не позволит сотрудникам трудовой инспекции оценить настоящее положение дел.
- Соблюдение правил и предписаний русского языка. Если человек не идеально знает язык и допустит несколько ошибок – это не страшно. Но если всё обращение изобилует ошибками и некорректными формулировками (например, сленгом), то его не смогут принять. Важное правило ведения деловой переписки – грамотность.
- Нужно указать свое ФИО и контактные данные (телефон, адрес). Если человек не хочет или не может указывать полное ФИО, то в крайнем случае можно обойтись именем, а вместо фамилии поставить первую букву (например, Иван И.). Это допустимо, тогда как полностью анонимные жалобы не рассматриваются.
Как правильно подать?
Подать написанную жалобу нетрудно. Для этого есть 3 способа:
- лично принести ее в отделение трудовой инспекции;
- отправить по Почте России;
- подать жалобу на официальном сайте Госинспекции труда.
Если работник решил лично отнести жалобу в трудовую инспекцию, то он должен:
- написать жалобу в 2 экземплярах;
- отдать 1 экземпляр сотруднику инспекции и попросить его подписаться на 2-м (кроме подписи, должна быть ее расшифровка и дата);
- идти домой и ждать ответа на обращение.
Если человек выбрал отправку Почтой России, то он должен:
- написать жалобу в 2 экземплярах;
- отправить 1 экземпляр заказным письмом с уведомлением;
- сохранить квитанцию об отправке;
- ждать ответа на обращение.
Что нужно сделать при подаче жалобы через интернет? Вот примерный список действий:
- зайти на сайт Госинспекции труда;
- открыть вкладку «Онлайн-приемная», выбрать там тему обращения;
- если актуальной темы обращения в списке нет, то нужно выбрать пункт «Иные вопросы»;
- перейдя по выбранной теме, нажать «Отправить заявление»;
- заполнить открывшуюся анкету и указать форму получения ответа (электронное или бумажное письмо);
- указать данные о работодателе и отметить галочкой желаемый вариант действий трудовой инспекции (проверка и привлечение виновного к ответственности, административное производство, консультация…);
- написать жалобу точно так же, как она пишется на бумаге.
Как долго рассматривается?
Инспектор должен провести проверку по жалобе и дать на нее письменный (либо электронный) ответ в течение 30 дней.
Случается такое, что проверка в течение 30 дней невозможна (к примеру, если нарушитель уехал в отпуск или командировку). Тогда допускается продление срока до 60 дней.
За этот промежуток времени инспектор осматривает документы по делу, в случае необходимости прибывает на место работы заявителя и убеждается в факте нарушений. Если нарушения обнаружены, то инспектор выдает предписание о том, как их устранить. После этой работы он дает письменный ответ автору жалобы.
Чем грозит работодателю рассмотренная жалоба?
Последствия для работодателя могут быть следующими:
- предписание об устранении нарушений;
- привлечение к административной ответственности;
- отстранение от работы отдельных лиц или весь персонал (при серьезных нарушениях правил охраны труда);
- приостановление работы всей организации или ее части);
- передача материала по делу в полицию с целью привлечения работодателя к уголовной ответственности.
Жалоба в трудовую инспекцию 28 Кб