Как выиграть индивидуальный трудовой спор
Количество спорных трудовых вопросов не уменьшается, а с каждым годом только возрастает.
Причем многие из них возникают уже после увольнения работника и многие работодатели полагают, что, так как сотрудник уже не трудится на предприятии, то никаких проблем возникнуть не должно.
Обращение работника в контролирующий орган или судебную инстанцию относительного индивидуального трудового спора зачастую приносит не самые благоприятные последствия для работодателя.
Как предотвратить такой спор и что делать, если решить мирным путем его не удалось?
Что представляет собой трудовой конфликт
Сам по себе трудовой спор является конфликтом между сторонами трудовых правоотношений.
Если возникает спор между одним членом трудового коллектива и его работодателем, то такая ситуация будет называться индивидуальный трудовой спор (ИТС).
Главной чертой такого спора является факт направления соответствующего заявления в контролирующий орган или судебный орган.
ИТС включает в себя конфликт не только с официально работающим сотрудником, но и с тем, кто уже был уволен или еще только собирается устроиться на работу.
Точное определение ИТС дается в статье 381 ТК РФ. Признаками ИТС являются разногласия, возникающие по следующим причинам:
- Невозможность разрешить ситуацию мирным путем.
- Неправильное толкование и применение норм закона.
- Сторона, чьи интересы были нарушены, подала заявление в орган по рассмотрению ИТС.
Предметом ИТС являются вопросы, относительно:
- Трудоустройства, выполнения трудовых обязанностей, увольнения.
- Порядка оплаты и размеров заработной платы.
- Распределения рабочего времени.
- Изменения трудовых условий.
- Возмещение убытков работодателю.
- Законности применяемых мер дисциплинарных наказаний.
- Иные вопросы, возникающие на фоне трудовой деятельности.
Другими словами, ИТС возникает в том случае, если работодателем нарушаются установленные трудовым законодательством правила и требования.
Например, на сотрудника накладываются дополнительные обязательства, которые ранее не обговаривались с ним. Помимо этого, за новую нагрузку работодатель отказывается повышать сотруднику заработную плату.
Классификация споров
ИТС можно разделить на два вида:
- По составу.
- По методу разрешения.
Первый вид подразумевает участников возникшего спора:
- Работника. В качестве него может выступать любое лицо, которое либо изъявило желание получить работу, но в ответ получило отказ, либо в ходе трудового процесса были нарушены его права, либо после увольнения конфликтная ситуация осталась неразрешенной.
- Работодатель, с которым работник состоит в официальных трудовых отношениях. В качестве работодателя может выступать юридическое или физическое лицо.
По методу разрешения ИТС можно выделить:
- Рассматриваемые комиссией по трудовым спорам (КТС), с последующим обращением в суд.
- Рассматриваемые судом, без привлечения КТС.
Работник, права и интересы которого были ущемлены, может обратиться в любой из вышеуказанных органов, независимо от вида спора.
Куда обращаться: суд или КТС
ИТС по закону рассматриваются судами или КТС.
Могут возникнуть вопросы, касающиеся первостепенности обращения, то есть нужно ли перед обращением в суд обязательно обращаться в КТС или можно избежать этого этапа, существуют ли споры, которые входя в компетенцию рассмотрения только судом и пр.
В ТК РФ перечислены споры, которые могут рассматриваться непосредственно в судах.
Сюда относятся споры о восстановлении на работе или переводе на другую работу или отказе в заключении трудового договора, неправомерных действиях работодателя и пр.
Необходимо учитывать, что подать обращение в суд может не только сотрудник, но и работодатель.
Круг вопросов, с которыми он может обратиться сводится к минимуму и составляет категорию, касающуюся возмещения работником причиненного ему ущерба.
В остальных случаях в судах рассматриваются следующие трудовые споры:
- Выражено несогласие с решением КТС.
- Работник подал документы в суд, минуя обращения в КТС.
- В суд обратился прокурор, по факту выявления нарушений законодательства при принятии решения КТС.
КТС, в свою очередь, имеет право на рассмотрение любых индивидуальных споров, если для них законом не предусмотрен иной порядок разрешения.
Основными вопросами, с которыми обращаются в КТС, являются:
- Установление законности действий работодателя.
- Признание отдельных пунктов или всех условий трудового договора недействительными.
- Правильность начисления заработной платы или иных положенных выплат, а также моменты, касающиеся задержки их начисления.
- Отказ в предоставлении ежегодного отпуска, незаконное установление ненормированного рабочего дня и пр.
Необходимо понимать, что если комиссией будет вынесено решение по вопросам, не входящим в ее компетенцию, то такой документ не будет иметь юридической силы и никаких правовых последствий за собой не повлечет.
Обращение в суд при ИТС
Сроки по трудовым спорам составляют:
- Три месяца – касаются трудовых отношений (когда работник узнал или должен был знать о нарушении его интересов).
- Месяц – об увольнении (со дня получения документов об увольнении).
- Год – по вопросам возмещения ущерба, причиненного работодателю (с момента обнаружения такого ущерба).
- 10 дней – для обжалования решений КТС.
Восстановление сроков входит в компетенцию только в том случае, если о нем заявит ответчик по делу.
Для обращения в суд необходимо составить заявление, составляющееся по общему образцу, с учетом особенностей ИТС.
Обычно суд становится на сторону работника, поэтому любые трудовые споры не следует доводить до судебного разбирательства, пытаясь разрешить все разногласия мирным путем или с помощью КТС.
Нюансы обращения в КТС
Порядок создания комиссии разъясняется в статье 384 ТК РФ. Образовываться она может по следующей инициативе сторон трудового процесса.
Особенности КТС:
- Число представителей от обеих сторон должно быть равным.
- Независимо от инициатора ее создания, комиссия должна формироваться в течение 10 дней с момента получения соответствующего заявления.
- У комиссии должна иметься своя печать. Работодатель обеспечивает полное материально-техническое обеспечение ее работы.
- В работе принимают участие председатель, его заместитель и секретарь.
- Решение принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство.
- Решение должно быть исполнено в течение трех дней, после истечения десятидневного срока, данного для обжалования.
Срок можно восстановить в том случае, если имеются уважительные причины. Насколько причина является уважительной, будет зависеть от оценки комиссии, в каждом случае индивидуально.
Особенности рассмотрения спора:
- Все споры рассматриваются при личном присутствии работника либо его представителя, на основании поданного заявления. В случае невозможности явиться на рассмотрение, заседание КТС переносится.
- Если будет вторичная неявка, рассмотрение заявления будет отклонено. Подать повторно заявление можно в течение общего трехмесячного срока.
- Для точного выяснения обстоятельств, к процессу рассмотрения спора могут привлекаться свидетели или требуемые специалисты.
- Работодатель обязан по первому требованию комиссии представить необходимые документы.