Как открывать ИП?
Открытие ИП – трудоемкий процесс, требующий грамотного подхода. От того, насколько ответственно будущий предприниматель подойдет к процедуре регистрации ИП зависит успех всей его деятельности.
В данной статье мы ответим на следующие поставленные вопросы: Что такое ИП? Как пошагово выглядит процедура регистрации? Куда следует обращаться? Какие документы нужно подготовить? Как правильно составить заявление на регистрацию ИП? Госпошлину в каком размере придется заплатить предпринимателю? Каковы сроки регистрации? Как выглядит система налогообложения ИП? Что делать, если в регистрации ИП было отказано? Читайте далее.
Содержание статьи:
- Что значит ИП
- Порядок регистрации
- Выбор способа регистрации
- Составление заявления на открытие ИП
- Выбор системы налогообложения
- Оплата государственной пошлины
- Подготовка пакета документов
- Получение документов, подтверждающих регистрацию
- Постановка ИП на учет
- Получение кодов статистики ИП
- Получение печати
- Открытие расчетного счета
- Решение вопрос о наличных расчетах
- Если будет рабочий состав
- Оправка уведомления о деятельности
- Выбор места ведения документации и отчетности
- Если отказали в регистрации
Что значит ИП
Нелегальное ведение собственного бизнеса чревато привлечением к административной и уголовной ответственности.
О том, как правильно зарегистрировать ИП, читайте в следующем разделе.
Порядок регистрации
Пошаговая процедура регистрации ИП выглядит следующим образом:
- Выбор способа регистрации;
- Составление заявления Р21001 на открытие ИП;
- Выбор системы налогообложения;
- Оплата обязательной государственной пошлины за регистрацию ИП;
- Сбор перечня необходимой документации;
- Передача собранной документации в Налоговую службу;
- Получение документов, подтверждающих присвоение права на ведение индивидуального предпринимательства из Налоговой службы;
- Ожидание ответа из Пенсионного Фонда Российской Федерации от постановки ИП на регистрационный учет;
- Получение кодов статистики ИП;
- Получение печати ИН;
- Открытие расчетного счета ИП в банковской организации;
- Решение вопроса о наличных расчетах ИП;
- Подбор сотрудников (если планируется найм);
- Отправление уведомления о деятельности ИП;
- Выбор места ведения документации и сдачи отчетности ИП.
Рассмотрим каждый из перечисленных выше этапов по отдельности.
Выбор способа регистрации
Прежде чем перейти к непосредственной процедуре регистрации ИП, первоначально следует определиться с её способом. На сегодняшний день можно выбрать один из следующих способов:
- Самостоятельная подготовка документов и передача их в налоговые органы по месту жительства;
- Подача заявки на регистрацию ИП онлайн;
- Воспользоваться услугами регистраторов «Регистрация ИП под ключ».
Данная услуга пользуется особой популярностью в Москве и Московской области.
Составление заявления на открытие ИП
Самую важную роль при регистрации ИП играет этап составления заявление Р21001. Ведь от правильности его заполнения будет зависеть вероятность последующего одобрения на открытие ИП.
Для упрощения составления и заполнения данного документа многие интернет-ресурсы предлагают готовые бланки заявления P21001 для заполнения. Прописав необходимые данные во всех пустые полях, готовую заявку остается только распечатать и подать в уполномоченные органы одним из выбранных способов.
Выбрав самостоятельный способ подачи ходатайства, потребуется скачать бланк заявления о государственной регистрации физлица в качестве ИП, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 25 января 2012 года.
При заполнении заявления в нем указывается следующая информация:
- На первой странице указываются реквизиты заявления (фамилия, имя, отчество, Идентификационный номер налогоплательщика, пол, дата и место рождения, гражданство;
- На второй странице заявления прописывается следующая информация: адрес постоянной или временной регистрации заявителя (с указанием почтового индекса), а также его паспортные данные;
- На третьем листе указываются коды ОКВЭД вида деятельности, которой собирается заниматься предприниматель;
Допускается указать сразу несколько видов деятельности (не более 20), один из которых будет считаться основным. При перечислении его следует указать первым.
- На четвертом листе прописывается порядок выдачи документации, а также контактная информация;
Поля «ФИО» и «Подпись» на четвертой странице нельзя заполнять самостоятельно. Сделать это потребуется в присутствии уполномоченного работника Налоговой Службы черной ручкой от руки.
Выбор системы налогообложения
Выбрать наиболее подходящую систему налогообложения следует до подачи заявление на открытие ИП, поскольку она начнет применяться уже со дня регистрации выбранного вида деятельности.
Письменное обращение о выбранного режиме налогообложении можно подать одновременно с основным заявлением.
На сегодняшний день допускается выбрать одну из следующих систем налогообложения:
- Доходы (упрощенная система налогообложения 6%). В качестве налогов предприниматель уплачивает 6% с общей суммы дохода. Объем расходов при этом в расчет не берется;
- Доходы, из которых вычитается сумма расходов (упрощенная система налогообложения 15%). При этом налог уплачивается с разницы доходов и расходов;
- Система ЕНВД (единый налог на вменённый доход). Подача заявления на переход с прежней системы на ЕНВД происходит в момент фактического начала осуществления «вмененной» деятельности.
Оплата государственной пошлины
Следующим шагом станет оплата государственной пошлины за открытие индивидуального предпринимательства.
На 2018 год стоимость такой госпошлины составляет 800 рублей.
Реквизиты квитанции для оплаты можно узнать, зайдя на официальный сайт Федеральной налоговой службы. Выбрав в разделе «Уплата госпошлины» подходящий вид платежа «Государственная пошлина за регистрацию ИП», а после подходящий вариант «Государственная пошлина за регистрацию ФЛ в качестве ИП». Формирование квитанции для оплаты с указанием реквизитов требуемой налоговой службы произойдет автоматически.
После готовую квитанцию остается распечатать и произвести оплату в любом банковском терминале.
Подготовка пакета документов
Не менее важным этапом является подготовка необходимой документации для открытия ИП.
Так, перед обращением в налоговую будущий предприниматель должен позаботиться о сборе следующих материалов:
- Заявление на регистрацию ИП ( в одном экземпляре);
- Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (в двух экземплярах);
- Квитанция ,подтверждающая оплату государственной пошлины;
- Паспорт заявителя (+ксерокопия);
- Нотариально заверенная доверенность (если документы подаются не самим предпринимателем, а его доверенным лицом).
Если ИП на территории РФ хочет оформить иностранный гражданин, в дополнение к перечисленному перечню следует добавить следующие материалы:
- Ксерокопия Разрешения на временное проживания или Постоянное место жительства (в одном экземпляре);
- Ксерокопия паспорт с нотариально заверенной ксерокопией его перевода (в одном экземпляре).
С перечисленной документацией следует явиться в территориальное подразделение налоговой службы по месту постоянной/временной прописки заявителя. На месте, налоговый инспектор попросить заполнить пустые строки заявления Р21001. По правилам, проставить ФИО и личную подпись требуется ручкой с черными чернилами.
После приема документов работник налоговой выдаст соответствующую расписку, подтверждающую передачу документов на регистрацию ИП.
Получение документов, подтверждающих регистрацию
Если в переданных для регистрации документах не будет обнаружено никаких ошибок, разрешение на открытие ИП будет готово уже через 3 дня. Для того, чтобы забрать его из налоговой службы, с собой следует иметь:
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт РФ);
- Расписку, выданную налоговым инспектором.
При одобрении регистрации запрошенного вида деятельности ,предпринимателю на руки будут выданы следующие документы:
- Свидетельство о государственной регистрации физлица в качестве ИП с указанным номером ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);
- Свидетельств о постановке на учет — документ о присвоении идентификационного номера налогоплательщика. В нем указывается инспекция Федеральной налоговой службы, в которую предприниматель будет общаться с отчетом, а также индивидуальный присвоенный номер и дата регистрации;
- Лист записи ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
О применении упрощенной системы налогообложения будет свидетельствовать второй экземпляр уведомления.
Постановка ИП на учет
В случае успешной регистрации ИП информация об этом сразу же направляется в Пенсионный фонд России, где «новоиспеченного» предпринимателя сразу ставят на учет.
Делается это для того, чтобы в дальнейшем предприниматель смог перечислять в фонд необходимые взносы ИП.
Документы, подтверждающие постановку на учет в ПФР, предприниматель получит на указанный в документах адрес постоянной/временной прописки.
С собой нужно иметь следующие документы:
- Ксерокопию и оригинал выданного в ФНС свидетельства о регистрации ИП;
- Ксерокопию и оригинал листа записи ЕГРИП.
Получение кодов статистики ИП
Необходимые коды статистики выдаются в Росстате в виде соответствующего письменного уведомления. Получение данного документа носит необязательный характер, однако обзавестись им все-таки рекомендуется.
Помимо основных кодов в нем указывается следующий код – Общероссийский классификатор предприятий и организаций, который потребуется впоследствии при оформлении отчетности. Помимо прочего, некоторые банковские организации до сих пор просят предоставлять уведомление о кодах при открытии счета.
Получение печати
На 2018 год наличие личной печати при открытии ИП не требуется, но получить её все же рекомендуется. Так, например, она может понадобиться при составлении судебной доверенности. Помимо того, проставление печати при заключении разного рода договоров для многих бизнесменов по сей день осталось некой традицией и гарантией надежности заключенной сделки.
Стоимость индивидуальной печати для ИП на сегодняшний день составляет около 300 рублей.
Открытие расчетного счета
По закону, при создании бизнеса, его основатель не обязан открывать расчетный счет. Однако, как показывает практика, при его наличии работать намного удобнее и выгоднее. Так, расчетный счет понадобится:
- При получении или отправки денежных средств от своих партнеров/своим партнерам;
- При уплате налогов от доходов;
- Для ускорения рабочего процесса и осуществления платежей в онлайн-режиме.
Кроме того, использование личного счета (обычной банковской карты физлица) для индивидуального предпринимательства может обернуться привлечением к административной ответственности.
Для того, чтобы открыть личный счет, потребуется обратиться в банк со следующим перечнем документации:
- Свидетельство о постановке на учет в Налоговой службе (Индивидуальный номер налогоплательщика);
- Свидетельство о государственной регистрации ИП;
- Ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ или паспорт с нотариально заверенной ксерокопией перевода);
- Лицензия (при наличии).
Решение вопрос о наличных расчетах
Если в ходе осуществления задуманной предпринимательской деятельности планируется прием наличных платежей, например, в качестве оплаты за товар, услугу или какую-то работу, потребуется контрольно-кассовая техника.
Приобретенную кассу требуется зарегистрировать в инспекции Федеральной налоговой службы и только после использовать по назначению. Принимать денежные средства от клиентов наличным расчетом без контрольно-кассовой техники, по закону, запрещено.
Если будет рабочий состав
При открытии ИП следует задуматься и о будущем рабочем составе, а также о способе, по которому будет осуществляться найм сотрудников:
- По трудовому договору;
- По гражданско-правовому договору.
Независимо от выбранного способа предпринимателю потребуется зарегистрировать себя в качестве работодателя, обратившись в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Без такой регистрации найм работников, по закону, запрещается.
Оправка уведомления о деятельности
Прежде чем перейти к осуществлению задуманной предпринимательской деятельности, следует уведомить об этом соответствующие инстанции. При этом следует учесть, что письменное уведомление подается не в момент подачи основного ходатайства об открытии ИП, а в момент фактического начала выбранной деятельности.
Следует также принимать во внимание, что далеко не всем предпринимателям необходимо извещать о начале своей работы. Так, сообщать о ней необходимо бизнесменам, имеющим отношение к сфере розничной торговли, транспортных услуг, а также услуг физическим лицам.
Выбор места ведения документации и отчетности
В соответствии с действующим законодательством, ведение учета осуществляемой предпринимательской деятельности требуется начинать с первого дня. Книгу учета доходов и расходов следует заполнять по утвержденным на законодательном уровне правилам, все платежные операции, доходы и расходы вносить в отчет с самого начала.
Вести отчетность ИП можно одним из следующих способов:
- Воспользоваться услугами личного бухгалтера;
- Постигать азы бухгалтерии и вести отчетность самостоятельно с помощью программы Excel, а после передавать её в Федеральную налоговую службу лично или почтовым отправлением.
Если отказали в регистрации
Если после подачи перечня документов для регистрации ИП от Федеральной налоговой службы поступает отказ, следует:
- Узнать причину отказа и внести необходимые коррективы в документацию;
- Повторно подать заявку на открытие ИП.