Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно?
В настоящий момент каждый работающий человек должен иметь собственную трудовую книжку. Как правило, она представляет собой документ, который содержит всю информацию о трудовой деятельности работника, а также о его производственном стаже. Эти сведения нужны соискателям не только при трудоустройстве, но и при оформлении пенсии. Например, в книжку вносят информацию о приеме на работу, переводах или увольнении сотрудника.
Принято считать, что такой документ, как трудовая, должен быть единственным на протяжении всей жизни работника. Но иногда возникают ситуации, когда ему необходимо завести новый документ. Такая потребность может возникнуть, например, при трудоустройстве на вторую работу. В этой статье мы рассмотрим основные недостатки и преимущества работы по двум трудовым книжкам, а также расскажем, законно ли это.
Для чего нужен второй документ?
Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно? Этот вопрос волнует многих сотрудников, планирующих совмещать трудовую деятельность в нескольких организациях. При этом причины для оформления нескольких трудовых документа могут быть разными. Рассмотрим некоторые из них:
- В случае потери трудовой;
- В случае смены профессии;
- При желании работника скрыть от работодателя некоторые сведения с предыдущего места работы;
- При совмещении должностей в нескольких компаниях.
На сегодняшний день Трудовой Кодекс РФ не предусматривает каких-либо ограничений относительно использования нескольких трудовых книжек. Это значит, что формально сотрудник имеет право оформить их. Назвать такие документы фиктивными или поддельными тоже нельзя, поскольку они не содержат никаких ложных сведений. Все зависит исключительно от причины, которая побудила вас совершить данный поступок. Например, вы заявили, что потеряли документ и написали заявление на выдачу новой трудовой. Если выяснится, что с предыдущим документов все в полном порядке, и вы умышленно скрывали его от руководителя, данная ситуация будет расцениваться как нарушение трудового договора.
Плюсы и минусы работы на двух должностях
В Конституции РФ закреплено такое право человека, как свобода выбора трудовой деятельности и, соответственно, места работы. Это значит, что каждый гражданин может осуществлять трудовую деятельность в любом удобном для себя порядке. Никто не вправе запретить сотруднику иметь подработку, то есть, устроиться на несколько работ одновременно. Единственное условие – время основной работы и время работы по совместительству не должны пересекаться между собой. В противном случае это будет считаться нарушение трудового соглашения и может караться дисциплинарным наказанием.
Сам процесс оформления второй книжки не требует больших усилий и каких-либо финансовых вложений. Ее главное преимущество – простота в заполнении бланка. Кроме того, оформляя второй документ, вы можете избежать конфликтных ситуаций с основным работодателем. Среди недостатков же можно отметить тот факт, что к вашему будущему пенсионному заявлению нужно приложить лишь один, более выгодный документ. В этом случае весь ваш опыт, указанный во второй трудовой, станет недействительным.
Не следует претендовать на налоговые вычеты сразу у двух работодателей, за это вас может оштрафовать налоговая служба. Как правило, такие выплаты получают по основному месту работы. Однако это правило нигде не фиксируется, поэтому сотрудник имеет право выбрать компанию для вычета самостоятельно. Для этого нужно всего лишь подать соответствующее заявление вместе с комплектом документов, подтверждающим ваше право на вычет. Например, вы можете предоставить свидетельство о рождении ребенка и справку о его совместном проживании с родителями.
Процесс оформления
Порядок получения второй трудовой книжки практически ничем не отличается от обычного алгоритма. В документ также необходимо внести паспортные данные и указать места работы сотрудника. При этом вы можете как заполнить данные о предыдущей работе, так и оставить книжку абсолютно чистой. Чтобы получить еще одну трудовую, необходимо придерживаться следующей инструкции:
- Составить заявление на выдачу бланка трудовой книжки;
- Подать обращение работодателю;
- Получить приказ о выдаче трудовой;
- Оформить титульный лист документа;
- Заполнить вкладыши – «Сведения о работе» и «Сведения о поощрениях»;
- Заверить документ подписью сотрудника отдела кадров и печатью организации;
- Поставить свою подпись.
Ответственность за нарушение
Законодательство не предусматривает каких-либо мер пресечения за наличие у сотрудника одновременно двух трудовых книжек. Наказать его могут лишь в том случае, если один из документов – поддельный. Например, если вы оформили вторую книжку, но не заверили ее в отделе кадров.
В некоторых случаях подчиненный может скрывать наличие у себя второго экземпляра. Так, если работодатель узнает об этом, он может применить по отношению к сотруднику один из видов дисциплинарного взыскания. Согласно Трудовому Кодексу, руководитель компании имеет право уволить такого работника за предоставление подложных документов или сведений. Более того, наличие у сотрудника двух бланков трудовой книжки не может являться основанием для отказа работодателя в его трудоустройстве. Тем не менее, он может потребовать от работника сделать соответствующую отметку о работе по совместительству в основной книжке.