Нужна ли печать в трудовом договоре?
При трудоустройстве на любое предприятие (будь то государственное, бюджетное учреждение или частное предприятие, такое как ООО или ИП) между работодателем и кандидатом на должность всегда заключается определенное соглашение, в котором прописаны:
- реквизиты работодателя (наименование организации, должность представителя организации, фамилия, имя и отчество представителя организации. Как правило, ими выступает руководитель или генеральный директор, либо специалист по кадрам организации работодателя. Указывается юридический адрес, ИНН и контактная информация организации.);
- реквизиты работника (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, адрес проживания, данные документа, удостоверяющего личность, контактная информация, ИНН при наличии);
- дата и место заключения данного договора (достаточно названия населенного пункта, конкретный адрес указывать необязательно);
- подписи участников.
Если одного из этих реквизитов в договоре не оказалось, то его можно считать недействительным. Особое внимание необходимо уделить дате подписания договора. Если её не указать вообще, то договор не вступит в силу, но и ставить задним числом, если по каким-то причинам не поставили вовремя, дату категорически запрещено. Это необходимо делать непосредственно в день подписания. Подписывать договор при этом необязательно раньше начала трудовой деятельности. Это можно сделать уже и в процессе сотрудничества, но не позднее трех дней с момента начала работы.
Условия обязательного наличия печати на документах
Здесь существует двойственное мнение. Если опираться на законодательную базу Российской Федерации, то печать обязательно проставляется на финансовых документах, документах, устанавливающих права сторон другие документы, где необходимо подтвердить подпись уполномоченного лица печатью.
Однако большинство работодателей все же проставляют печати на большинстве документов, в том числе и на трудовом договоре. Делают они это в первую очередь для успокоения работника, а также для того, чтобы минимизировать возможность мошеннических действий и различных трудовых споров, так как печать в этих случаях является дополнительным подтверждением подписи уполномоченного лица организации.
Это не запрещено законодательством и при проверке документации организации сотрудники аудиторских компаний не смогут посчитать наличие печати на таких документах нарушением.
Однако и здесь есть свои тонкости, так как организации имеют ряд печатей.
Виды печатей организации
Печатью считается инструмент, имеющий круглую форму, который используют для отображения на бумаге оттиска с информацией об организации. На оттиске отображаются все необходимые реквизиты (полное наименование организации, ИНН, контактная информация, юридический адрес и другие).
Есть ещё и прямоугольные печати, в виде углов или треугольников. Такие виды печати называют штампами. Их используют для заверения документа сотрудником какого-то определенного отдела, например, отдела кадров. Это информативная внутренняя печать, которая не имеет юридической силы.
Кроме того, в некоторых случаях аудиторы считают нарушением отсутствие печати на трудовом договоре. Это происходит, если работодатель оговорил в документе не только предмет сотрудничества и реквизиты сторон, но указал и права, и обязанности сторон (нарушенным считается закон о наличии печати на правовых документах) и размер заработной платы (нарушенным считается закон о наличии печати на финансовых документах).
Из чего следует вывод о том, что печать на трудовом договоре ставить необязательно, если к нему прилагается отдельно соглашение о размере заработной платы и должностная инструкция с правами и обязанностями сторон. В этих случаях печать проставляется только в приложенных документах. Но если все же печать была проставлена, то обязательно круглая. Ей организация дополнительно заверит подпись уполномоченного лица, и не заработает нарушения при аудиторской проверке.
Работник соответственно тоже должен быть осведомлен о правильном оформлении документа во избежание спорных ситуаций.