Что делать, если работодатель потерял трудовую книжку работника
Во время исполнения трудовых обязанностей могут возникать самые различные ситуации. Некоторые из них могут быть связаны с рабочими вопросами, а другие с определенными обстоятельствами. Однако практически все их можно связать с человеческим фактором. И далеко не все ситуации могут быть по вине самого сотрудника. Ошибаться может каждый.
Только, что особенно неприятно, ошибаться может и руководитель. Особенно это касается форс‑мажорных обстоятельств, когда работник просто не знает, как себя повести. Среди подобных может быть и такое, что работодатель потерял документ собственного сотрудника. В нашей статье мы расскажем о конкретном документе. Итак, что делать, если работодатель потерял трудовую книжку? Об этом далее в нашей статье.
Почему может быть утеряна трудовая книжка?
Для многих очевидно, что трудовая книжка является важнейшим документом при трудоустройстве. В ней содержится трудовой стаж сотрудника, который говорит о его профессионализме. Но и помимо этого она сможет довольно много сказать о своем владельце.
Без наличия трудовой книжки практически невозможно устроиться на новую работу. Но что же может являться причиной утери трудовой книжки работодателем? Возможны несколько вариантов:
- Стандартная утеря по неосторожности;
- Утрата в результате кражи. Причем стоит учитывать, что ответственность будет нести тот человек, у которого находился документ. Так как мы рассматриваем случаи утраты руководителем, то и кража должна быть совершена непосредственно у него;
- Утеря, причиной которой являются различные катастрофы (стихийные бедствия) или же нестандартные ситуации. К таковым возможно отнести наводнения, аварии, пожары и даже некие действия третьих лиц.
Помимо вышеуказанного, работодатель может и намеренно не отдавать трудовую книжку. Подобное является уже не утерей, а умышленным сокрытием.
Что делать работнику, если работодатель потерял трудовую книжку?
Если трудовая книжка утеряна именно работодателем, то все действия по ее восстановлению он должен осуществить сам. Однако как быть сотруднику? Для начала, Вам потребуется написать соответствующее заявление на восстановление документа. Оно составляется и подается в отдел кадров организации.
При восстановлении трудовой книжки Вам может помочь ее ксерокопия. Не стоит думать, что работодатель будет заинтересован в том, чтобы восстановить ее полностью, с указанием всех должностей. На самом деле чаще всего указывается суммарный срок, а другие места работы могут быть не указаны вовсе.
Для того чтобы максимально сохранить собственный стаж, Вам потребуется предоставить доказательства стажа. Потребуется обратиться в предыдущие места работы для предоставления данных из архива организаций. В восстановлении Вам могут пригодиться:
- Копии коллективных или трудовых договоров;
- Выписки из Вашего личного дела, когда Вы работали в той или иной компании;
- Копии трудовой книжки, сохранившиеся на прежних местах работы;
- Приказы о назначениях на соответствующие должности и т.д.
Дубликат трудовой книжки Вам обязаны выдать не позднее чем через 15 дней после подачи заявления.
Что делать, если работодатель намеренно не отдает трудовую книжку?
Может возникнуть и такая ситуации, что при увольнении работодатель просто не желает отдавать сотруднику его трудовую книжку. Он может мотивировать это утерей документа. Однако в подобных случаях также поступит отказ и в заявлении на восстановление. Если с Вами случилось подобное, то требуется подавать в суд.
Согласно законам РФ, работодатель может понести два вида ответственности за утерю трудовой книжки. Он обязан либо ее восстановить, либо понести материальную ответственность. При обращении в суд это необходимо учитывать. Если он отказывает в выдаче или восстановлении трудовой книжки, то за каждый день этого срока обязан будет выплатить среднедневной заработок.
Если Вы уверены в том, что трудовая книжка не была утеряна, а находится у работодателя, направьте официальное требование ее вернуть. Оно составляется в стандартной форме, с указанием работодателя, Ваших данных, а также самого требования. Согласно закону, работодатель обязан выдавать трудовую книжку при увольнении сотрудника. При отказе Вам следует обратиться в:
Румия
Кагда работала в москве была трудовая все хорошо нормально. Патребавалось переехать в питербург, а книжку трудовую в вещах не нашла думала потиряла. Ну я новую завила и по ней работала. А потом нашла свою московскую книжку она проста в вищах завалилась я не увидила даже! Сичас у меня две трудовых книжки и я по одной роботаю. Они если узнат что у миня вторая есть мне что будет за ето? Меня увольнять могут за это?
Александр Беспалов
Здравствуйте, Румия! Наличие второй трудовой книжки не является противозаконным. Нарушением будет являться только трудоустройство одновременно по каждой из них. Информация о том, что у Вас имеется еще одна трудовая книжка, так или иначе, известна налоговым органам. Для Вашего личного спокойствия Вы можете сообщить бухгалтерии о том, что нашли утерянную ранее трудовую книжку и сообщить, что не занимались ее восстановлением по некоторым причинам. Однако это не является обязательным и какого-либо наказания за обладание двумя трудовыми книжками не предусмотрено.
В будущем я настоятельно рекомендую Вам пользоваться только одной трудовой книжкой, ведь при оформлении пенсии можно предоставить только один документ. Именно по нему будет производиться расчет пенсии.