Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам?
Комиссия по трудовым спорам служит местным органом исполнительной власти на предприятии.
Она может создаваться как по инициативе работников, так и работодателя. Комиссия призвана решать разногласия между работниками и администрацией.
Знание закона о созыве комиссии по трудовым спорам позволяет эффективно защищать интересы по оплате, условиям труда, социальным гарантиям и другим важным моментам трудовой деятельности.
Для чего создаются
Создание комиссии по трудовым спорам (КТС) позволяет решать конфликты на предприятии еще до обращения в суд.
Судебные разбирательства связаны со многими неприятностями, как для работников, так и для организации.
КТС – верный способ выяснить причины конфликта, не привлекая третьей стороны.
Предусматривается рассмотрение по трудовым вопросам, если работник не смог договориться непосредственно с руководителем (ст. 385 ТК РФ).
Однако если не было предпринято попыток договориться напрямую, КТС все равно не может отказать в рассмотрении проблемы. Перед созывом попытается вызвать на диалог работника и работодателя, чтобы помирить их.
Кто инициирует создание
Инициатива по созданию может исходить от:
- Работника.
- Работодателя.
- Органа, защищающего интересы работника (например, профсоюз).
- По согласию обеих сторон.
Определяется равное количество представителей с обеих сторон.
Для этого рассылается письменное предложение о создании комиссии работникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны направляют своих выборных представителей.
Делегаты от администрации предприятия обычно назначаются руководителем. Члены рабочей группы выбираются либо на общем собрании работников, либо орган по защите интересов работников делегирует сразу команду сотрудников, а она утверждается на общей конференции работников. Если не утверждается, то члены команды пересматриваются.
Право созвать комиссию имеют также:
- Бывшие сотрудники. Может отстаивать вопросы, возникшие во время работы на предприятии.
- Кандидаты в сотрудники. Если человек хотел устроиться на предприятие, но ему отказали по ряду причин. Когда причины кажутся необоснованными, он может попросить созвать КТС.
Компетенция комиссии
КТС разрешает противоречия, возникающие при исполнении руководством законодательных норм трудовой деятельности федеральной и локальной направленности.
Комиссия рассматривает претензии не только действующих сотрудников, но и бывших, а также тех, кого не взяли на работу без достаточных оснований.
Комиссия по трудовым спорам рассматривает вопросы, связанные:
- С оплатой труда или дополнительными выплатами.
- С условиями трудового договора, его исполнением.
- Со штрафами и взысканиями (выговоры, увольнение).
- С выплатой сверхурочных или командировочных.
- Иные вопросы, не решенные напрямую с работодателем.
КТС не может рассматривать следующие вопросы (они решаются только в суде):
- Восстановление работника в должности.
- Восстановление после увольнения.
- Оплата компенсаций за прогулы по уважительной причине или разнице в зарплате при понижении в должности.
- Причинение вреда работнику по вине организации.
Компетенция описана в ст. 385 ТК РФ. В ведение КТС входят только индивидуальные трудовые споры. То есть между одним работником и работодателем или многих работников с руководителем, если их вопросы разные. Определение индивидуального спора есть в ст. 381 ТК РФ.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора
Порядок рассмотрения спора изложен в ст. 387 ТК РФ. Точный порядок заседания в ней не расписан. Известно только, что для признания заседания законным необходимо:
- Присутствие не менее половины заявленных членов как со стороны работника, так и работодателя.
- Ведение протокола заседания.
- Протокол должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью.
Особенности заседания КТС:
- Основанием для заседания КТС служит письменное обращение работника, подлежащее регистрации.
- КТС может отказать в рассмотрении дела только после заседания, если выяснится, что оно не в ее компетенции.
- Обязанности секретаря и председателя выполняют поочередно представители обеих сторон.
- Право отвода члена КТС не применяется.
- КТС не меняет решение, вступившее в законную силу.
- Заседание проводится при присутствии работника. Исключение – письменное заявление о причинах отсутствия.
- Заседание открыто, каждый может высказаться.
- Исследование и обсуждение вопроса завершается вынесением решения.
- Решение должно быть обоснованным и соблюдать законодательство по труду.
- Спор разрешается в срок 10 дней.
- Решение комиссии окончательное и должно быть исполнено в течение 3 дней после 10-дневного срока на обжалование.
Сроки обращения
Срок обращения в КТС регламентирован ст. 386 ТК РФ:
- Работник обязан обратиться с заявлением не позднее 3-х месяцев после того, как он узнал о нарушении или должен был узнать.
- Если срок был пропущен по уважительной причине, комиссия может разрешить трудовой спор по существу, восстановив срок.
Обжалование решения в суде
Срок обжалования решения комиссии – 10 дней после вручения письменной копии решения.
Решение КТС также может быть обжаловано, если оно противоречит трудовому законодательству или не входит в круг обязанностей комиссии на основании ст. 391 ТК РФ.
Срок обращения в суд — 3 месяца (срок исковой давности). Но:
- Споры об увольнении рассматриваются судом в течение месяца после получения копии приказа об увольнении или трудовой книжки.
- Споры о возмещении вреда, нанесенного организации работником – в течение одного года со дня обнаружения вреда.
Право рассматривать споры имеют не только КТС и суды. Все дела, кроме восстановления на работе, могут решать мировые судьи или отдельные судьи, единолично.
Органы федеральной инспекции по труду также рассматривают все виды споров. При этом сроков исковой давности нет. Можно обратиться одновременно в суд и в инспекцию по труду.